Китайские контейнеры успрямились в ЕС.

Транзит через Россию приближается к докризисным уровням.

Железнодорожные перевозки контейнеров из Китая в ЕС транзитом через территорию России, замершие после начала военных действий на Украине, восстанавливаются. В первом квартале они выросли на 44%, до 90 тыс. TEU, что ненамного меньше докризисных объемов. Участники рынка подтверждают рост транзита. Европейских грузополучателей на маршрут привлекают относительно короткие сроки — в морском сообщении они удлинились после ухода контейнерных линий из Красного моря из-за атак хуситов. Политическая ситуация на транзит через РФ не влияет в силу по большей части несанкционного характера грузов.
Контейнерный транзит между Китаем и Европой через Россию вырос в первом квартале на 44%, сообщил заместитель гендиректора ОАО РЖД Алексей Шило: «Мы перевезли почти 90 тыс. TEU». Топ-менеджер признал, что влияние событий в Красном море могло привести к тому, что клиенты вновь обратили внимание на трансроссийский коридор. При этом «коридор достаточно давно сформирован, технологически наиболее развит, скорость доставки грузов от границ Китая до границ ЕС по-прежнему составляет 5–7 дней — это в 3–5 раз быстрее, чем коллеги возили ранее». По словам господина Шило, были достаточно низкие ставки фрахта, поэтому товары, для которых не было необходимости в большой скорости, отправлялись морем, но для товаров срочных сухопутный маршрут по-прежнему остается наиболее привлекательным.

Контейнерный транзит между Китаем и Европой через Россию вырос в первом квартале на 44%, сообщил заместитель гендиректора ОАО РЖД Алексей Шило: «Мы перевезли почти 90 тыс. TEU». Топ-менеджер признал, что влияние событий в Красном море могло привести к тому, что клиенты вновь обратили внимание на трансроссийский коридор. При этом «коридор достаточно давно сформирован, технологически наиболее развит, скорость доставки грузов от границ Китая до границ ЕС по-прежнему составляет 5–7 дней — это в 3–5 раз быстрее, чем коллеги возили ранее». По словам господина Шило, были достаточно низкие ставки фрахта, поэтому товары, для которых не было необходимости в большой скорости, отправлялись морем, но для товаров срочных сухопутный маршрут по-прежнему остается наиболее привлекательным.

90 тыс. TEU за квартал — это меньше, чем до кризиса, но ненамного. Так, за первый квартал 2021 года ОАО РЖД перевезло транзитом из Китая в Европу 105,8 тыс. TEU. В начале марта FT сообщала со ссылкой на участников рынка, что запросы на железнодорожный транзит через РФ выросли на 40% после атак хуситов в Красном море.

Что является основой всей мировой торговли сегодня?

Контейнеры.

И как становится всем страшно и неуютно, когда какой-нибудь контейнеровоз застрянет в критически-важной точке для мировой торговли

Эти простенькие невзрачные коробки в 20 веке устроят революцию, потому что благодаря им резко увеличивается скорость погрузки и разгрузки судов

До контейнеров, грузы надо было распределять по коробкам, ящикам, мешкам, всё это еле-еле толкают кучи грузчиков. В общем, всё ДОЛГО и ДОРОГО

Сегодня же контейнеры перемещают быстро огромные краны, их легко перемещать между кораблями, грузовиками и поездами.

Предприниматель Малкольм Маклин создал первый стандартизированный контейнер. В 1956 году он со своей командой отправил первые 58 контейнеров из Нью-Джерси в Техас по морю. В 1965 запускаются регулярные рейсы контейнеровозов между США и Европой. Начался бурный экономический рост.

РЖД: Воздух, перевозимый в контейнерах, должен становиться все более дорогим.

Более 7,4 млн ДФЭ перевезли РЖД в  году, такие данные сообщили в правительстве правительство России. Более 50% контейнеропотока перерабатывает Восточный полигон. То есть каждый второй груз, который принимает РЖД, или идет назначением на Восточный полигон, или идет со станций, расположенных в границах Восточного полигона, об этом заявил Алексей Шило, заместитель генерального директора РЖД — начальник ЦФТО. Он попросил операторов подумать как снизить нагрузку на Восточный полигон. РЖД поставили перед собой задачу: довести порожний пробег до минимума.

Воздух, перевозимый в контейнерах, должен становиться все более и более дорогим, отметил А. Шило. Очевидно, требования к пробегу порожних пробегов будут ужесточаться. РЖД уже работает с соседними железнодорожными администрациями, чтобы и они тоже, вместе с российскими железными дорогами, ужесточили требования к работе с контейнерными поездами.

«Сегодня для государства важнее не просто «штука поезда», но и млн тонн в целом грузов. По этому показателю контейнерный поезд проигрывает», – продолжил А. Шило.

А. Шило признался, что у РЖД и у контейнерных операторов есть истории и совместного успеха. В их числе – Дорожная карта по вывозу с Дальнего Востока не менее 4,5 тыс. ДФЭ в сутки. Ее РЖД разработали совместно с контейнерными операторами. Со слов А. Шило, суммарно выполнено 86% мероприятий, перечисленных в документе. РЖД, например, дополнительно закупили технику, операторы – тоже: у них есть и автотранспорт, а также подготовлены фронты погрузки и выгрузки для работы, в том числе и с полувагонами. Кроме того, РЖД укомплектовали штат, чтобы «гасить любые пиковые нагрузки по Дальнему Востоку». Это – пример той ситуация, когда мы, находя компромисс, можем многого добиться, отметил А. Шило. А теперь он предлагает контейнерным операторам подумать над другой задачей – перераспределением контейнерного грузопотока с Восточного полигона на другие направления. Да, сегодня РЖД вышли на четыре контейнерных поезда в месяц, сказал А. Шило. Но рынку нужно больше.

«Сегодня все смотрят на Восточный полигон как на историю, которую развивают только РЖД, а все остальные смотрят: получится или не получится. Приглашаем, давайте вместе подумаем, как сделать так, чтобы перевозки росли! РЖД пока не могут в одиночку «протолкать» вопрос по специальному субсидированию коридора Север – Юг. Вместе, наверное, могли бы, и тогда он бы стал хорошей альтернативой Восточного полигона», – добавил он.

Трафик через два главных мировых судоходных канала – Суэцкий и Панамский падает, но по разным причинам.

Стоимость маршрута в обход Африки ниже, чем через Суэцкий канал, а пройти по Панамскому без предварительной записи стало вовсе невозможно. При этом растут новые бункеровочные хабы.

Мир становится все более опасным местом для торговых судов. Так, специализирующееся в сфере морской безопасности агентство Ambrey насчитало несколько опасных для судоходства регионов: Красное море, Черное море, Тайвань (угроза военных действий), Гаити (преступность), Сомали… Среди них ожидаемо выделяется Красное море, где суда подвергаются нападениям со стороны йеменских повстанцев-хуситов. В регионе также наблюдается активизация сомалийских пиратов.

Хуситы нацелены на суда, связанные с Израилем, Великобританией и США. По словам главного аналитика Ambrey Томаса Алексы, особенность хуситской угрозы состоит в том, что они применяют дистанционные виды вооружений (такие, как ракеты, беспилотники), которые ранее были доступны лишь государствам. При этом отключение автоматической идентификационной системы (АИС) на судах не помогает избегать ударов. Кроме того, по словам аналитика, хуситы могут пользоваться устаревшими базами данных о принадлежности судов, так что, даже если то или иное судно более не связано с Израилем или западными странами, оно все же может подвергнуться атаке.

Ситуация в Красном море привела к серьезному падению трафика на Суэцком канале. Так, по данным директора по развитию бизнеса шипингового агентства Leth Джейкоба Гульдейжера, если в 2023 году через канал в среднем проходило по 70 судов в сутки, то сейчас — менее 40. Так, в сравнении с августом 2023 года, трафик контейнеровозов по Суэцкому каналу упал на 73%, балкеров — на 32%, танкеров — на 43%, автомобилевозов — на 79%, СПГ-танкеров — на 100%. Прибыль администрации Суэцкого канала от взимания транзитного сбора с контейнеровозов в среднем составляла $600 млн в месяц, сейчас она упала до $200 млн в месяц, то есть сократилась в три раза.

Владельцы Aliexpress и космический стартап Space Epoch разрабатывают ракету для доставки грузов в любую точку планеты.

Space Epoch и китайский интернет-магазин Taobao (наряду с Aliexpress принадлежит Alibaba Group) взялись за создание ракеты, способной перевозить до 10 тонн груза в контейнере объемом 120 кубических метров. При успешной реализации эти устройства смогут осуществлять доставку по планете в течение часа – одну ракету планируется использовать до 20 раз.

Правда, разработчики не спешат обозначить сроки: проект находится на ранней стадии разработки, а достижение необходимых параметров займет немало времени. Цели у компании и правда амбициозные: создатели метят в коммерческий космический сектор, исследование дальнего космоса, доставку грузов и т.д.