«ЦБ против портов: как высокая ставка потопила инвестиции»

В России снова штормят инвестиционные планы, и на этот раз под удар попали морские порты. Если вы думаете, что это только про грузы и корабли, то нет — это про экономику, деньги и немного драмы. Давайте разберемся.

Что планировали?
Ассоциация морских торговых портов (АСОП) загорелась нацпроектом «Эффективная транспортная система». К 2030 году они собирались:
– Увеличить объем перевозок в 1,5 раза,
– Поднять портовые мощности до 1,6 млрд тонн,
– Вложить в это дело 580 млрд рублей частных и 119 млрд государственных инвестиций.

И всё вроде бы шло по плану, но…

Что пошло не так?
ЦБ РФ вышел на сцену с суровой ДКП (денежно-кредитной политикой) и ключевой ставкой, которая стала чуть ли не запретительной для займов. Добавьте сюда санкции, запрет на доходы в валюте, и портовые операторы оказались в ситуации, где на заемные средства рассчитывать не приходится.
 
 ЦБ отвечает:
— Не хотите проблем с долгами — ищите деньги на стороне, а лучше привлекайте долевых инвесторов.
 
АСОП просит учитывать, что такая политика может затормозить развитие не только портов, но и всего транспортного сектора. А Центробанк в ответ философски заявляет, что инфляция снизится до 4% к 2026 году.

 Итог:
Морские порты и инвесторы будто играют в шахматы с ЦБ, но пока выигрывает инфляция.